Участник:Kilopuh

Материал из Wiki.risk.ru
Перейти к: навигация, поиск

Здравствуйте, я занимаюсь туризмом. Буду по мере возможности добавлять статьи на этом ресурсе.
Хочу вынести огромную благодарность создателям этого проекта. Рунет давно нуждался в такой специфической энциклопедии :) --kilopuh 16:11, 27 августа 2008 (MSD)

Песочница

пер. Ак-Тюбе

Расположен: Западный Кавказ – Гвандра – сев. отрог ГКХ хр. Куршо
Категория: 1Б к.с.
Высота: 3350 м
Ориентация: Ю.Восток – С.Запад
Склоны: Ю.Восточный: снежно-осыпной.

С.Западный: снежный.

Соединяет: лед. Мырды (д.р. Мырды) – лед. Гвандра (д.р. Ак-Тюбе)

Описание

Описание перевала начинается с так называемых «Нижних Мырдынских ночевок» в верховьях р. Мырды и заканчивается в долине р. Ак-Тюбе.

Схема прохождения пер. Ак-Тюбе.
Прежде чем попасть сюда, мы преодолели широкую заболоченную долину р. Мырды. В самом начале этой долины, возле коша, мы перешли с правого (орогр.) берега Мырды на левый. Две протоки речки мы перешли по мостикам, сооруженным пастухами, а саму залитую водой долину (метров 250) – босиком вброд. Дальше, за один час, мы прошли вдоль левого (орогр.) склона долины всю её пологую часть до сухих площадок перед началом подъёма на ледник Мырды – «Нижние Мырдынские ночевки». Здесь очень много удобных мест для стоянок, есть вода. При желании можно в криволесье найти дрова (Фото 1.).

Путь на перевал от места ночевки идет сначала вдоль левого (орогр) края долины. Так как одной четкой дороги здесь нет, то идем в направлении хорошо видимой впереди тропинки, которая траверсирует левобережный склон долины (Фото 1). Через 10 минут ходьбы, преодолев ручей, мы попадаем на начало этой тропы.

Хорошо протоптанная тропинка, полого траверсируя склон, поднимается вверх, обходит торец отрога г. Пирамида и скрывается за поворотом. Примерно через 1 час движения тропинка раздваивается. Одна тропинка идет дальше траверсом вдоль склона, а другая, более приметная – круто вверх вдоль небольшого ручейка. Мы поднимаемся вдоль ручейка и через 20 минут оказываемся на каменистой площадке закрытой с юга левобережной мореной ледника, с севера – отрогом г. Пирамида, с востока, со стороны долины – скальным уступом. Эта каменистая площадка называется «Верхние Мырдынские ночевки». Она удобна для бивуака и часто используется альпинистами в качестве базового лагеря. Тут можно поставить несколько палаток, вода есть рядом, в ручейке.

Фото 1.  Начало подъёма на перевал Ак-Тюбе, вид из долины р. Мырды.

Хотелось бы сказать пару слов об окружающем пейзаже, открывающемся со скального уступа. Так как это место расположено высоко над ложем ледника, то с этой точки видна почти вся долина р. Мырды вместе с одноименным ледником, выползающим широкой белой лентой откуда-то из-за отрога справа сверху.

Прямо перед нами, над ледником, громоздится огромнейшая монолитная скала – г. Кирпич (Фото 2). Слева от неё и немного дальше видны острые зубцы вершины Далар над белым полем одноименного ледника. Ещё чуть левее, весь в скальных зазубринах виден пик Шоколадный.

Справа от г. Кирпич – глубокое понижение Главного Кавказского хребта, это перевал Мырды (1А* к.с. 3140 м.). Еще правее – гора Мырды-Баши. Наш перевал еще не виден, он справа, за отрогом. Зато хорошо видно в юго-западном направлении широкое снежное поле на подходе к перевалу Мырды-Сакен (2Б к.с. 3250 м.).
Фото 2.  Панорама ледника Мырды с верхних «Мырдынских ночевок»

Перевал Ак-Тюбе (1Б к.с. 3350 м.) расположен слева от большой треугольной скалы на перемычке между вершинами Малая Гвандра и пиком 3688 м. (массив Гвандра) (Фото 4). Седловина перевала узкая из сильно разрушенных скальных пород. Перевал соединяет ледники Мырды и Ак-Тюбе. Восточный склон перевала (в сторону Мырды) скально-осыпной, крутой (до 60º), высотой около 30 метров от уровня ледника. Западный склон практически до самого верха закрыт ледником. Тур расположен на левой (по ходу) стороне седловины рядом с памятником (Фото 6).